- Главная /
- База знаний /
- Статьи /
- НЛП статьи /
- Как наши ожидания искажают восприятие реальности?
Как наши ожидания искажают восприятие реальности?
- Подробности
Заблуждение: Вино — это сложный эликсир, полный тонких ароматов и только эксперт может их действительно почувствовать, и опытные дегустаторы легко определяют обман.
Истина: Эксперты по вину и покупатели могут получить совсем не то, что ожидали.
Вы рассматриваете полки в винном магазине в поисках хорошего вина.
Это немного ошеломляет: все эти странные формы бутылок с рисунками замков, виноградников и кенгуру (на этикетках австралийских вин обычно рисуют
кенгуру — прим. переводчика).
И из этого нужно что-то выбрать? Рислинг [Riesling], Шираз [Shiraz], Каберне [Cabernet] — это серьезное дело.
Если поглядеть налево, то увидите бутылки стоимостью около $12; справа от вас бутылки за $60.
Вы вспоминаете все те разы, когда вы видели людей, пробующих вино в фильмах, рассматривая их на просвет и обсуждающих таннины, бочки и качество почвы — самое дорогое вино должно быть лучше, ведь так?
Ну, вы не такой умный. Но не беспокойтесь — все эти ценители, которые полощут забродившим виноградным соком рот и выплевывают обратно, точно такие же.
Пробовать вино — это большое дело для многих людей. Это может быть даже профессией. Это делают уже тысячи лет, но современная версия со всей своей терминологией: нотки [notes], спиртуозность [tears], полнота [integration], сбалансированность (connectedness) — существует всего несколько сотен.
Дегустаторы будут отмечать все виды оттенков, которые они могут почувствовать в хорошем вине, будто они являются человеком-спектрографом со способностью распознать молекулярные структуры в напитке.
Однако, исследования показывают, что их восприятие может быть обмануто или просто быть полностью неверным.
В 2001 году Фредерик Брошет [Frederic Brochet] провел два эксперимента в Университете Бордо [University of Bordeaux].
В одном эксперименте он собрал 57 экспертов по вину и дал им попробовать один бокал красного вина и один бокал белого вина. Он попросил описать каждое вино как можно более детально, насколько их опыт позволяет.
Но только он не сказал им, что это было одно и то же вино. Он просто окрасил белое вино в красный цвет.
В другом эксперименте он попросил экспертов оценить две разных бутылки красного вина. Одно было очень дорогим, а другое — дешевым.
Опять же, он обманул их. В этот раз в обеих бутылках было дешевое вино.
Так какие же были результаты?
Эксперты в первом эксперименте, с подкрашенным вином, описали сорта ягод, и винограда, и таннины, которые они смогли обнаружить в красном вине, будто это действительно было красным вином. Ни один из всех 57 не смог сказать, что это было белым вином.
Во втором эксперименте, где поменяли этикетки, эксперты оценили дешевое вино в дорогой бутылке. Они назвали его «сложным» и «сбалансированным». Точно такое же вино в дешевой бутылке они назвали «слабым» и «блеклым».
Другой эксперимент провели в Калифорнийском Технологическом Университете, КалТехе [California Institute of Technology, Cal-Tech]. Выставили пять бутылок. Их цена была от $5 до $90. Так же, как и в эксперименте выше, они налили дешевое вино в дорогие бутылки — но в этот раз они подвергли дегустаторов сканированию мозга.
Одни и те же части мозга должны загораться в машине каждый раз, когда дегустируют вино, но когда подопытный думал, что этот экземпляр является дорогим, определенная область мозга становилась более активной. Ученые продолжают исследовать этот вопрос.
В другом эксперименте попросили дегустаторов оценить вкус сыра в сочетании с двумя разными винами. Экспериментаторы сказали, что первое вино из Калифорнии, другое — из Северной Дакоты. Но в обеих бутылках было одно и то же. Дегустаторы сказали, что сыр, который они съели с вином из Калифорнии является более качественным, и поэтому съели его больше.
На что это указывает, так на ужасного зверя ожиданий.
Ожидания, когда как показано выше, точно так же важны, как и непосредственные ощущения. Имеющийся опыт может полностью изменить интерпретацию той информации, которая поступает в мозг от ощущений, которые в других случаях будут вполне объективны.
В психологии истинная объективность в значительной степени рассматривается как невозможная. Воспоминания, эмоции, состояние и все виды других плавающих психологических моментов подкрашивают все новые познания, которые вы получаете.
В дополнение ко всему, ваши ожидания очень сильно влияют на окончательное решение в вашей голове, даже вопреки тому, что вы верите в реальность его.
Так что, когда вы пробуете вино, или смотрите фильм, или идете на свидание: что-то, что вы переживаете приходит изнутри, а что-то — снаружи.
Дорогое вино подобно любой дорогой вещи — ожидание того, что его вкус лучше делает этот вкус действительно лучше.
Рестораны зависят от этого. Действительно, почти любой продавец зависит от этого. Преподнесение, цена, хороший маркетинг, отличный сервис — это все ведет к ожиданию качества. Настоящий опыт в конце всего менее важен. Если продукт не полный отстой, переживания совпадут с ожиданиями.
Ваши ожидания являются лошадью, а опыт — телегой. Вам постоянно это «аукается», потому что вы не такой умный. Об этом и больше на тренингах НЛП в нашем центре.
***
- 07Март Дюна часть 2 (Фильмы с НЛП)
- 08Июль Сериал Идол (Фильмы с НЛП)
- 01Окт Иллюзия контроля (Фильмы с НЛП)
- 31Авг Реминисценция (Воспоминания) (Фильмы с НЛП)
- 29Июнь Отец (Фильмы с НЛП)