- Главная /
- База знаний /
- Статьи /
- НЛП статьи /
- Иллюзия проницательности и наивного реализма
Иллюзия проницательности и наивного реализма
- Подробности
Заблуждение: Вы любите разнообразие и уважаете мнения других людей.
Истина: Вы склонны объединяться с другими людьми в группы, после чего думаете, что другие не правы только потому, что они другие. ;-)
В 1954 году в восточной части штата Оклахома две компании детей чуть не убили друг друга.
Эти компании жили рядом, называли себя племенами и не знали о существовании друг друга. Они жили на природе, играли, строили жильё, готовили еду — они познали мирную жизнь. У каждой культуры появились собственные нормы и правила поведения.
Каждая культура выработала оригинальные подходы к решению проблем, важных для выживания. Каждая культура дала названия рекам, скалам, опасным местам, которые были известны всем. Члены племени помогали друг другу и следили за самочувствием каждого.
Учёные были рядом — наблюдали за ними, делали записи, перешёптывались, кивали и переглядывались, в то время как племена давали антропологии и психологии богатейшую информацию о том, как люди создают и поддерживают группы, как в них появляются и сохраняются иерархии. Учёных интересовало, что произойдёт, если две группы встретятся.
Эти два племени состояли из двадцати двух мальчиков 11 и 12 лет, собранных вместе в парке Оклахомас Робберс Кейв Стейт Парк [Oklahoma’s Robber’s Cave State Park] психологом Музафером Шерифом [Muzafer Sherif]. Он и его команда посадили мальчиков на два разных автобуса и привезли их бойскаутский лагерь в парке, где были и домики, и пещеры, и густая чаща. Мальчиков поселили в разных частях парка, на расстоянии приблизительно полмили друг от друга, а существование второго племени и его месторасположение оставили в секрете. Прежде мальчики не были знакомы, и Шериф полагал, что новая среда и непривычные условия подтолкнут их к созданию новой культуры с нуля.
Он был прав, однако когда две культуры сформировались и встретились, разыгралась драма. Именно то, о чём вы пытаетесь сейчас не думать, то, что делает нашу жизнь намного сложнее, задумали мальчики. Вы узнаете об этом через минуту. Но, сперва, давайте вернёмся к одному из самых впечатляющих и ужасающих экспериментов в истории психологии.
Шериф и его коллеги притворялись обслуживающим персоналом лагеря, что позволяло им наблюдать за происходящим, не вмешиваясь в естественный процесс формирования племён. Социальные структуры общества возникали моментально, определялись лидеры и ведомые, свою особую роль получали все остальные мальчики.
Нормы возникали спонтанно. Например, когда один из мальчиков поранил ногу, но никому не рассказал об этом до вечера, подобное поведение стало ожидаемым: с тех пор в племени Гремучих Змей никто не жаловался. Чтобы рассказать о своих ранах, каждый ждал окончания дневной работы. Если кто-то из мальчиков начинал плакать, его игнорировали до тех пор, пока он не успокаивался.
Правила и ритуалы появлялись так же быстро. Например, высокоранговые члены обоих групп, прирождённые лидеры, придумали чёткие указания к вознесению молитв во время еды и правильной очерёдности ритуалов. Уже через несколько дней их предложения, родившиеся совершенно случайно, стали привычными и никому не приходилось напоминать о них или отчитывать кого-либо за их неправильное выполнение.
Мальчики выдумывали игры и на ходу устанавливали правила. Они приступали к проектам по уборке территории и создавали цепь из подчинённых уровней. Лентяев наказывали, а старательных поощряли. Были созданы флаги и появились символы.
Довольно скоро обе группы начали подозревать, что они не одни. Они постоянно натыкались на доказательства существования других: в местах, где они раньше не были, находили такие признаки цивилизации, как, например, кружки. Это способствовало ещё более строгому соблюдению норм, правил, ритуалов и других элементов культуры. В конце первой недели племя Гремучих Змей наткнулось на второе племя на бейсбольной площадке лагеря.
С этой минуты большая часть времени обеих групп была посвящена обдумыванию того, как обращаться с обнаруженными соперниками. Безымянная группа расспрашивала о чужаках. Узнав, что второе племя называет себя Гремучими Змеями, племя выбрало себе капитана бейсбольной команды и попросило персонал лагеря провести игру, в которой они могли бы встретиться с противниками. Команда получила название Орлы, так мальчики считали, что орлы питаются змеями. :-)
Мальчики впервые встречают друг друга. Ещё до этого Шериф и его коллеги запланировали соревнования двух групп в спортивных играх. Они исследовали не только формирование групп, но и их поведение в конкурентной борьбе за ресурсы. Открытие мальчиками бейсбольного поля, казалось, как раз совпадало с запланированным ходом исследования. Учёные приступили ко второй стадии эксперимента.
Оба племени были вне себя от счастья, когда узнали, что кроме бейсбола, они будут играть в футбол, перетягивание каната и участвовать в других играх, традиционных для летних лагерей. Учёные предоставили им ограниченное количество призов: каждый победитель получал по пригоршне медалей или ножей. Некоторые мальчики даже целовали выигранные ножи, перед тем как спрятать оружие от другой группы.
Шериф заметил, что обе группы много время посвящали разговорам о тупости и неуклюжести противников. Они обзывали их великим множеством обидных прозвищ и, казалось, каждый вечер были заняты только тем, что пытались понять сущность врага. Шериф был удивлён таким поведением. Как только началась конкуренция за ограниченные ресурсы, каждой группе нужно было, чтобы их противник был хуже и слабее — именно эти качества ему и приписывались. :-/
Это укрепляло образ собственной группы и позволяло считать, что другая группа абсолютно на них не похожа. Всё, что одна группа узнавала о второй, становилось примером того, какими быть не нужно; любые сходства игнорировались.
Исследователи собирали информацию, обсуждали открытия и планировали новые испытания, однако у мальчиков были свои планы. Эксперимент был готов вот-вот сорваться, и началось всё с Орлов.
Несколько мальчишек из Орлов обнаружили на бейсбольном поле никем не охраняемый флаг Гремучих Змей. Они посовещались и решили разорвать его в клочья. После этого они решили сжечь символ вражеского племени. Обгорелые остатки флага были возвращены на место.
Когда Гремучие Змеи узнали об этом злодеянии, они организовали налёт и в качестве возмездия украли и сожгли флаг Орлов. Когда месть была обнаружена, лидер Орлов бросил вызов лидеру Гремучих Змей. Два противника встретились для открытого поединка, остальные члены их племени приготовились наблюдать за битвой, однако вмешались учёные.
Тем же вечером Гремучие Змеи в боевой раскраске вторглись в домики Орлов, переворачивая кровати и разрывая противомоскитные сетки. Персонал вмешался опять, когда обе группы кружили друг вокруг друга, собирая камни. На следующий день один из Гремучих Змей исписал оскорблениями джинсы, украденные у мальчика из Орлов, и вывесил их на всеобщее обозрение перед лагерем врага как флаг. :-(
Орлы подождали, пока Гремучие Змеи сядут есть, чтобы провести ответный набег, а затем снова убежали в свой дом, чтобы укрепить его. Они набивали носки камнями и ждали. И снова пришлось вмешаться персоналу и уговорить Гремучих Змей не идти в контратаку.
Набеги продолжались, и, в конце концов, Гремучие Змеи украли все медали и ножи Орлов. В ответ Орлы сформировали организованный военный отряд с определёнными ролями и запланированными тактическими маневрами. Две группы окончательно вступили в открытое сражение. Учёные прекратили войну. Опасаясь, что кого-нибудь могут убить, они перенесли лагеря групп в разные места, далеко друг от друга.
Вы, наверное, уже догадались, что именно тогда эта история получила своё название. Вы знаете, что в некоторых условиях люди, даже дети, могут превратиться в дикарей. :-/ Вы также знаете про культуры, в которых люди становятся друзьями быстрее, чем готовится растворимый кофе. Вы помните школьные годы. Вы работали в огромном офисе. Вы смотрели фильмы по книгам Стивена Кинга. В непривычной ситуации люди инстинктивно сбиваются в группы.
В этих группах развиваются свои языковые особенности, шутки, нормы, ценности и т.д. Вероятно, вы предполагали, что зомби, или бомбы, или экономический кризис приведут к битве за владение Бартертауном (вымышленный город из фильма «Безумный Макс 3: Под куполом грома» — прим. переводчика). В этом исследовании достаточно было лишь ввести конкуренцию за ресурсы, и летний лагерь превратился в остров из «Повелителя мух».
Однако вы могли не заметить то, что подобное прямо-таки бурлит в вашем подсознании каждый день. Пусть вы не точите мечи, но на каком-то уровне вы размышляете о своём месте в обществе, о месте своих союзников и своих противников. Вы видите себя как часть одних групп, но не других, и подобно этим мальчикам проводите много времени в размышлениях о сущности чужаков.
На то, какими вам представляются другие, сильно влияет феномен, называемый психологами иллюзия асимметричной проницательности. Чтобы понять, что это такое, давайте сперва примем во внимание тот факт, что у каждой группы, как и у каждого человека, есть своя идентичность и, как и у людей, эти идентичности не совсем реальны.
Будем надеяться, что вы хоть раз участвовали в одной из таких полуночных бесед, подогреваемых усталостью, эйфорией, страхом или наркотиками, в которой вы с друзьями, наконец признали, что вы все несёте полную чушь. Если нет, то отвлекитесь на просмотр фильма «Клуб „Завтрак“» и возвращайтесь к нам. Главная идея вот в чём: идя на работу, вы надеваете маску и униформу. Другой комплект вы носите в школе и университете. У вас есть костюмы для друзей с разными убеждениями и ещё один — для домашних. Тот, кем вы являетесь наедине с самим собой, вовсе не тот, кем вы являетесь с любимыми или с друзьями.
Вы быстро меняете костюмчик, как Супермен в телефонной будке, когда вдруг наталкиваетесь на старых школьных друзей в магазине или на бывшего в кино. А как только вы распрощаетесь, вы быстро переодеваетесь в предыдущий костюм и объясняете своим нынешним спутникам причину столь странного поведения. Они понимают, что, в конце концов, на них тоже надет один из таких костюмов.
Идея множества личностей для множества ситуаций не является принципиально новой, но о ней не так уж часто говорят. Эта идея достаточно стара хотя бы потому, что слово «person» (личность — англ.) происходит от латинского «persona», которое означало маску, которую носили греческие актеры, чтобы их лица хорошо было видно зрителям с последних рядов. Этот концепция — актеры и представления, персона и маски — развивалась и менялась на протяжении всей истории.
Шекспир сказал: «Весь мир — театр, а люди — все актеры.» (перевод на рус. яз. В. Левика — прим. переводчика). Вильям Джеймс [William James] сказал, что человек «имеет столько социальных образов себя [selves], сколько людей его знают». Карл Юнг [Carl Jung] особенно много внимания уделял концепции персоны, говоря, что «это то, что на самом деле не является одним целым, но то, что каждый человек, как и все окружающие, воспринимают как единое целое».
Это старая идея, но в юности вы и все остальные, наверняка, натыкались на неё, потом забыли про неё на какое-то время и неожиданно вспоминали о ней в те моменты, когда казались себе самозванцем или притворщиком. Это вполне нормально, это чувство естественно, а если вы никогда не уступаете ему и не чувствуете себя странно в социально приемлемой маске и униформе, то вы, вероятно, психопат.
Социальные медиа путают все ещё больше. Вы — просто мастер по связям с общественностью. :-) Вы не только можете свободно создать несколько разных версий себя для различных форумов, сайтов и болталок, но и можете на каждом ресурсе контролировать количество выдаваемой информации. Глубокомысленные твиты, фото ваших самых выдающихся кулинарных триумфов, смешные шуточки, которые вы выдаёте в интернет, а потом пристально следите за комментариями, какие-то новые вещи, которые вы приобрели, путешествия — все они рассказывают о том, кем вы хотите быть, кем вам следовало бы быть. Для чего-то вам это все-таки нужно. Кто-нибудь ходит по этим ссылкам? Кто-нибудь смеётся над этим видео? Все ответы проверены на отсутствие грамматических ошибок? Вы задаётесь этими вопросами снова и снова, даже если они и не всплывают на поверхность.
Вся эта суета по поводу излишней открытости и потери конфиденциальности — полнейшее невежество. Вы, как пользователь Интернета, скрываете свой настоящий характер. Вы прячете свои страхи, свои прегрешения, свои уязвимые надежды на смысл, цель, понимание. В мире, где вы контролируете всё, что выдаёте на публику, созданный вами образ зависит от того, кем вы считаете себя реального, по эту сторону монитора.
Когда ваш папа или ваша тётя просятся в друзья на фейсбуке, вас обуревают сомнения. Что они подумают про ту вашу версию? ;-) Желание скрыть некоторые свои особенности в одной группе, но выставить их в другой присуще всем — людям из плоти и их интернет-образам. Вас можно ранить множеством различным способов, но, похоже, не всеми сразу.
Итак, вы примеряете различные социальные маски, как любой человек со времен первых бивачных костров. В них вам вполне безопасно — так легче общаться и легче прятать то, о чём не хочется распространяться. У групп тоже есть свои маски. У политических партий есть платформа, у компаний — своды внутренних правил для персонала, каждая страна издает свою конституцию, и даже в детских домиках на деревьях пишут свои правила клуба.
Любое объединение людей и любой общественный институт — от гей-парада до ку-клукс-клана — держится за счёт того, что в нём есть свой свод норм и ценностей, которые помогают членам группы общаться между собой, а других распознавать как чужаков. Удивительная вещь: один раз почувствовав эту включенность в общность или идеологию, невозможно не смотреть на всех остальных через искажающую линзу, которая и называется иллюзией асимметричной проницательности.
Насколько хорошо вы знаете своих друзей? Выберите любого, с которым часто общаетесь. Замечаете ли вы, как они обманывают самих себя и других? Знаете ли вы, что им мешает развиваться? А их прекрасные таланты, которые они не признают? Знаете ли вы, чего они хотят, как ведут себя в разных ситуациях, с чем они будут спорить, а что проигнорируют? Замечаете ли вы, когда они ведут себя вызывающе, а когда — уязвимо? Знаете, какой для них идеальный подарок? Хочется ли вам, чтобы они никогда не встречались с тем и с этим? Говорили ли вы хоть раз уверенно: «Жаль, что ты не сходил туда. Тебе бы там точно понравилось». :-/
Результаты исследования показывают, что вы наверняка так делали, даже более того. Вы воспринимаете своих друзей, родных, коллег как полупроницаемых существ. Вы с легкостью вешаете на них ярлыки: художник, ворчун, лентяй или трудоголик. «Что он сделал? Неудивительно, это же он!» Вы знаете, кто подходит, чтобы смотреть с вами на ночное небо, а кто нет. Вы знаете, у кого спросить про свечи зажигания, а у кого — про садоводство. Вам кажется, что вам легко представить себя на их месте и предсказать их поведение в любой ситуации. Вам кажется, что любой человек (кроме вас) — открытая книга. Ну и конечно, как показало исследование, то же самое они думают о вас.
В 2001 году Эмили Пронин [Emily Pronin] и Ли Росс [Lee Ross] в Стэнфордском университете совместно с Джастином Крюгером [Justin Kruger] в университете штата Иллинойс и Кеннетом Савицки [Kenneth Savitsky] в Вильямc Колледж [Williams College] провели серию экспериментов, изучая, почему люди себя так ведут.
В ходе своего первого эксперимента они просили людей заполнить анкету, содержащую вопросы о лучшем друге. Требовалось оценить, насколько хорошо они его знают. Испытуемым показали серию фотографий айсберга, погруженного в воду на различную глубину. Отметить надо было ту, на которой, по их мнению, изображена та часть «самого существа» друга, которую они могли видеть. «Какая часть настоящего Я вашего друга видна, а какая скрыта под водой?» — спрашивали у них.
После этого испытуемые заполняли вторую анкету, в которой требовалось отвечать на те же вопросы, но с точки зрения своих друзей, какую часть их собственного айсберга могли видеть друзья. Большинство людей оценили свою проницательность по отношению к лучшим друзьям как высокую. Больше половины их айсберга виднелось над водой. С другой стороны, им казалось, что друзья их понимают недостаточно, и большая часть айсберга была скрыта под водой.
Это исследование, как и многие другие, доказывает, что вам кажется, что вы видите части айсбергов других людей больше, чем они — вашего; то же самое эти люди думают о вас. :-)
Те же исследователи попросили людей описать момент, когда они в наибольшей степени чувствовали себя самим собой. Большинство (78%) описали нечто внутреннее и незаметное для окружающих: чувство гордости за успехи ребенка или во время аплодисментов после выступления. Отвечая на тот же вопрос о своих друзья, испытуемые полагали, что они более демонстративны. Внутренние переживания были упомянуты только в 28% ответов.
Вместо них были описаны различные действия: Том является Томом, когда рассказывает пошлый анекдот, а Джилл является собой, когда лазает по горам. Вы не можете увидеть внутренние состояния другого человека, поэтому обычно вы не используете их для описания его личности.
После этого испытуемым предложили заполнить пропуски в словах (например, слово ж**а с равным успехом может оказаться словом жена, жара, жила и т.п.) и спросили, насколько говорят подобранные ими слова что-то об их настоящем Я. Большинство же ответило, что эти слова вообще ничего о них не говорят. Но когда те же люди смотрели на слова других испытуемых, то они роняли фразы вроде этой: «Не знаю, кто это, но он точно самовлюблённый тип».
Они смотрели только на слова и характеризовали их авторов как романтичного влюблённого, или женщину во время ПМС, оптимиста или недосыпающего. Их слова не значили ничего — слова других приоткрывали занавес.
Когда же Пронин, Росс, Крюгер и Савицки перешли к изучению групп, они наткнулись на ещё более тревожащую версию иллюзии асимметричной проницательности. Они просили одну группу испытуемых разделиться на либералов и консерваторов, а вторую — на сторонников и противников абортов. Все группы заполнили анкету о своих убеждения и о предполагаемых убеждениях и ценностях своих оппонентов. Затем они оценили степень проницательности оппонентов.
Результаты показали, либералы считали, что знают о консерваторах больше, чем консерваторы о либералах. Консерваторы считали, что знают о либералах больше, чем либералы о консерваторах. Обе группы думали, что знают больше о своем противнике, чем он сам знает о себе. Те же результаты были получены у сторонников и противников абортов.
Иллюзия асимметричной проницательности вводит вас в заблуждение: вам кажется, что вы знаете обо всех больше, чем они о вас. ;-) Более того, вам кажется, что вы знаете о них больше, чем они сами знают о себе. То же самое касается и тех групп, членом которых вы являетесь: ваша группа понимает чужаков лучше, чем они вашу группу, а вы понимаете всю группу лучше, чем другие её члены.
Исследователи объясняли, что именно так человек приходит к иллюзии наивного реализма — ошибочной вере в правильность своих убеждений, когда любое несогласие других людей кажется результатом предвзятости, влияния, их несовершенства. Кажется, что с другими что-то не в порядке, ведь иначе они бы смогли увидеть мир «правильно» — вашими глазами. Иллюзия асимметричной проницательности лишает вас возможности воспринимать не согласных с вами людей как многогранных и противоречивых. Себя и свою группу вы можете легко видеть во всём многообразии оттенков, тогда как остальные видятся монотонными и одноцветными, без оттенков и сложностей.
По-твоему, я противоречу себе? Ну что же, значит, я противоречу себе. (Я широк, я вмещаю в себе множество разных людей.)
— Уолт Уитмен [Walt Whitman] из произведения «Песня о себе» [Song of Myself], Листья травы [Leaves of Grass].
(Перевод на рус. яз. К. Чуковского)
Два племени детей в Оклахоме развивались по тем же правилам, по которым первые люди ушли с африканских равнин, построили пирамиды и изобрели кока-колу. Всем приматам нужна своя группа, чтобы выживать и процветать, и отдельные группы людей преуспели лучше всех.
Стремление быть частью группы, заложено в нашей природе. Эксперимент Шерифа в оклахомском парке продемонстрировал, как быстро это происходит, как ваши внутреннее стремление к созданию и соблюдению норм и ритуалов проявляется в отсутствии культуры. У подобного поведения есть и обратная сторона. Как говорит психолог Джонатан Хейдт [Jonathan Haidt], наш разум «объединяет нас в команды, настраивает против других команд и ослепляет нас, не давая увидеть правду».
Именно из-за этой слепоты вы снова и снова повторяете свою ошибку. Вам кажется, что ваша маска — личность — более непроницаема для ваших друзей и близких, а также что группы, к которым вы принадлежите, сложнее и разнообразнее тех, в которые вы никогда не вступите.
Испытывая комфорт от принадлежности команде, племени, любой другой группе, будь то партия, идеология, религия или нация, вы инстинктивно превращаете всех остальных в чужаков. Солдаты придумывают своим врагам обидные и унизительные прозвища, а любая культура и субкультура имеет богатую коллекцию названий для чужаков, ведь так легче воспринимать их как единый коллектив. От природы вам свойственно образовывать и вступать в группы, а потом считать свою группу отличной от всех других.
На политических дебатах вам кажется, что другая сторона просто не понимает вас. Если бы они могли взглянуть на вещи с вашей ясностью, они бы сразу всё поняли и приняли вашу точку зрения. Должно быть, они не понимают, ведь если бы они понимали, разве они могли думать так, как сейчас? С другой стороны, вам кажется, что вы-то понимаете их точку зрения и отвергаете её. Вы чётко понимаете её, во всех деталях, и поэтому способны осознать её полную нелепость. Вам не нужно даже слушать их толкования. Итак, каждая сторона считает, что понимает другую сторону лучше, чем та понимает и оппонента, и саму себя . :-/
Исследование предполагает, что вы и всё остальное человечество всегда будет сбиваться в группы, создавая новые и разрушая старые, а утопические мечты о существовании прекрасной коллективной макромонокультуры, объединяющей всех людей, попросту невозможно, за исключением разве что случая осады городов инопланетными войсками.
Шерифу в своём исследовании удалось всё-таки объединить мальчиков, когда он сказал им, что источник воды был поврежден хулиганами. Обе группы смогли работать вместе и починить его.
Позднее Шериф инсценировал поломку автобуса и смог заставить мальчишек работать вместе — тянуть автобус на тросе, пока тот не завёлся. Они так никогда не объединились в настоящую группу, однако вражда утихла настолько, что обе группы смогли мирно уехать домой в одном и том же автобусе. Судя по всему, мир возможен перед лицом общего врага, но пока что каждому нужно своё племя. Кажется, это правильно.
Итак, вы выбираете себе команду и, как те мальчишки, кучу времени проводите, обсуждая, какие ваши враги тупые и неуклюжие. Также вы очень заняты, подбирая им различные характеристики. Вам нужно, чтобы другая сторона была хуже, поэтому вы вешаете им этот ярлык. Вы начинаете верить, что ваш образ (персона) это и есть вы сами, а личность врага соответствует его образу. Вам кажется, что вас не так-то просто разгадать, а всех остальных — раз плюнуть.
Правда в том, что вы стали жертвой иллюзии асимметричной проницательности. Как часть современного мира, вам придётся бороться с ней тем чаще, чем больше вы будете встречать членов не вашей группы. Ваши предки редко общались с людьми противоположных убеждений, разве что на языке оружия. Помните, вы не такой умный: то, что кажется вам проницательностью, обычно является всего лишь ваше заблуждением. :-)
Хотите узнать еще больше? Тренинги-курсы по НЛП помогут в этом.
- 07Март Дюна часть 2 (Фильмы с НЛП)
- 08Июль Сериал Идол (Фильмы с НЛП)
- 01Окт Иллюзия контроля (Фильмы с НЛП)
- 31Авг Реминисценция (Воспоминания) (Фильмы с НЛП)
- 29Июнь Отец (Фильмы с НЛП)